Логистика-2025: адаптация продолжается
Первая часть 2025 года в логистике выдалась непростой. Тенденции в экспортно-импортных потоках остаются неоднозначными: согласно данным ФТС, за первое полугодие экспорт снизился на 6,3%, импорт немного подрос, на 0,8%. Самый большой объем внешней торговли России по-прежнему приходится на страны Азии, но товарооборот с ними снизился – на 2,6% год к году, экспорт сократился более чем на 4% (в том числе это коснулось поставок товаров в Китай). Однако влияние этих процессов на логистику уже не имеет шокирующего эффекта, так как бизнес научился приспосабливаться. Но сегодня имеется ряд проблем на рынке, с которыми приходится учиться жить.
Болезненные коррекции
После массового бума 2022 года, когда на волне санкций открылись сотни новых логистических компаний, рынок пережил болезненную коррекцию. Многие из перевозчиков, которые появились в период ажиотажного спроса, не выдержали проверки реальностью – кризис неплатежей, валютные качели и жесткая конкуренция опустошили ряды игроков. По различным оценкам экспертов, к концу 2024 года до 30% компаний, занимающихся грузоперевозками, закончили год с убытками, 15–20% ушли с рынка логистических услуг в конце 2024 – начале 2025 года.
В этом году испытанием для многих логистических компаний стала история с Азербайджаном. Когда начали вводить дополнительные проверки, многие думали: пара недель и все устаканится. Но нет: по нашим наблюдениям, грузы теперь могут застрять на границе на 10–14 дней вместо привычных 2–3. В итоге замечено, что перевозчики переориентировались на Казахстан, хотя это и дороже на 15–20%.
Кадровые вопросы
На рынке труда тоже не все гладко. Данные hh.ru показывают, что количество вакансий в сфере транспорта, логистики и перевозок уменьшилось почти на 25%, а количество соискателей увеличилось на 50%. Резко поменялся и портрет типичного кандидата. В поиске работы находятся не только молодые специалисты, но и опытные профессионалы за 35. Многие из них занимали руководящие должности, а сейчас соглашаются на middle-позиции. Дело в том, что после бума в логистике и последующего закрытия компаний люди хлынули на рынок, но такого объема вакансий с высокими позициями сейчас нет. Соответственно, руководителям приходится делать шаг назад: либо в этой же нише, либо идти в соседние, переучиваться и получать новую квалификацию.
Еще одна тенденция – часть управленческих процессов автоматизируется, производительность сотрудников кратно растет, поэтому группы укрупняются и руководящие ставки объединяют большее количество людей. В итоге: на то же количество специалистов требуется меньше руководителей.
Поворот к импортозамещению
В 2025 году многие российские компании наконец-то переходят от слов об импортозамещении к реальным действиям. По данным Росстата индекс промышленного производства в первом полугодии составил 101,4% в сравнении с первым полугодием 2024 года.
Немаловажную роль в этом повороте сейчас играет снижение ключевой ставки ЦБ и удешевление кредитов. Это позволило многим средним предприятиям вздохнуть свободнее и начать инвестировать в собственное производство. Логистическим компаниям стоит ждать роста экспорта из России в дружественные страны.
Сегодня и в будущем
Если подводить промежуточные итоги, то следует отметить, что логистика-2025 – уже не тот хаос, что был в 2022-м. Рынок просел, почистился и научился жить по новым правилам: цены стабильнее, перевозчики адекватнее, а кризисы — более предсказуемы. Но работать все еще сложно, особенно на границах. Главный вывод, к которому приходят участники рынка: сегодня выживут не те, кто гонится за сиюминутной выгодой, а те, кто умеет считать риски и держать удар.
Чего же ждать от второго полугодия? Скорее всего, оно пройдет без громких потрясений. Как показывает многолетняя практика, с сентября по декабрь объемы перевозок взлетают на 30–40%. Этот год не станет исключением. Компании торопятся реализовать бюджеты, закрыть годовые планы и завезти товарные остатки перед Новым годом. В отличие от прошлых лет, осень 2025 года не принесет резкого скачка цен на грузоперевозки – рынок адаптировался к сезонным колебаниям. Благодаря сокращению числа нестабильных перевозчиков и переходу на долгосрочные контракты, рост на тарифы не должны превысить общий уровень инфляции.
Автор:Мария Попова, основатель и руководитель логистической компании WeVed
- Расскажет обо всех этапах доставки товара и оформления документов;
- Предварительно рассчитает стоимость и сроки;
- Подготовит договор и все нужные документы для начала работы.
Импортируйте грузы в Россию из любой страны мира вместе с Weved. Это безопасно и выгодно.
Вы — собственник бизнеса или ответственное лицо, которому поручено решить задачу? Оставьте заявку и сегодня вы будете знать по шагам весь процесс доставки вашего груза в той части, которая интересна именно Вам!