Свяжитесь со мной
Специалист свяжется с Вами, всё расскажет и ответит на вопросы.
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод

Для отправки формы нужно согласие

Мы работаем только с юридическими лицами

11.07.2025

Как импортеры теряют деньги. Разбираем схемы брокеров и платежных агентов

Время чтения: ~15 мин
Источник: https://pro.rbc.ru/demo/6864c63d9a7947336f0985ff (ссылка на источник)

На рынке множатся серые брокеры и нечестные агенты. Они находят доверчивых импортеров, после чего продают им подмену документов, ложный транзит и финансовые схемы. Мария Попова, руководитель логистической компании Weved, — о том, к чему это приводит

Серые брокеры: нарушение порядка таможенного декларирования

Крупная зона неопределенности при ВЭД — процедуры таможенного оформления груза. Они могут занять несколько недель. При этом импортеру (декларанту) необходимо предоставить сотрудникам таможни объемный пакет документов и правильно задекларировать продукцию, указав корректные коды ТН ВЭД — в соответствии с ними будут начислены таможенные платежи (пошлины и НДС), которые, в свою очередь, влияют на фактическую стоимость ввезенного товара.

Этим пользуются серые брокеры и экспедиторы, которые предлагают получателям сократить сроки таможенной очистки и сэкономить деньги. Такие организации, как правило, не включены в реестр ФТС, они заключают договоры лишь на «оказание консультационных услуг» и используют электронную цифровую подпись (ЭЦП) клиентов.

Недобросовестные брокеры выбирают следующие «инструменты» и их комбинации.

1. Подмена документов перед таможней

В самый последний момент серый брокер заменяет оригинальные инвойсы и сертификаты на поддельные, чтобы скрыть реальную стоимость или происхождение груза.

2. Доставка груза по заниженной стоимости на фирму-однодневку в России

Партнер покупателя, представляющий его интересы в стране, где закупается товар, заведомо неверно декларирует груз и оформляет его на компанию, которую в случае проблем можно безболезненно закрыть. Реальный покупатель груза выкупает его уже на территории России. Предоставление декларации на товары (ДТ) не является строго обязательным по закону при продаже импортной продукции от одной российской компании другой, а значит, у покупателя возникают следующие риски:

  •  проблемы с документальным подтверждением правомерности товара;
  •  отказ в вычете НДС при проверке;
  •  повышаются риски претензий со стороны налоговых или таможенных органов.

Ложный транзит

Это схема, при которой товар декларируется как транзитный, что позволяет избежать уплаты пошлин и НДС, но на деле остается в России и попадает в оборот без внесения всех необходимых таможенных платежей.

«Карго-логистика»

Ряд экспедиторов занимаются контрабандой, называя это красивым словом «карго-логистика». Карго-перевозчик пакует различные товары нескольких покупателей в одинаковые короба, обматывает полиэтиленом одного цвета и грузит в один контейнер. Так создается видимость того, что в контейнере находится большая партия какого-то одного товара. Именно его заявляют в декларации — как правило, выбирают номенклатуру, которая облагается минимальными таможенными пошлинами. По факту в соседних коробах могут ехать бытовая техника, игрушки, моющие средства и т.д.

Прохождение таможни превращается в лотерею: исход зависит исключительно от удачи, потому что никто не знает, что реально погрузили в контейнер: покупатель сообщает перевозчику только объем и вес товара. Отследить передвижение груза нельзя, как и предъявить претензии, если что-то случится с товаром в дороге.

Риски серых схем

В нелегальных схемах все базируется на доверии, которое тем не менее может быть обмануто. В худшем случае брокер перестает выходить на связь, а товар конфискуется на таможне из-за отсутствия документов или неправильного их оформления.

Но даже если растаможка прошла удачно, это не значит, что покупателю больше не о чем переживать.

В течение трех лет с момента выпуска груза таможенные органы вправе инициировать вторичные проверки, чтобы убедиться, что декларация соответствует действительности, а все пошлины и НДС были рассчитаны и уплачены правильно. Если обнаружатся недоплаты, компании придется погасить образовавшуюся задолженность плюс штрафы.

В 2024 году Федеральная таможенная служба (ФТС) взыскала по итогам вторичного контроля после выпуска груза более 43 млрд руб. — это на 67% больше, чем в 2023 году. По итогам первого квартала 2025 года ФТС взыскала еще 18,8 млрд руб.

Ни один серый посредник не отвечает за доначисления, ведь он не применял свою печать. При нелегальной доставке рискует и выступает ответчиком конечный покупатель, так как он был декларантом или его представлял брокер по доверенности.

Помимо таможенных и налоговых рисков, покупатель также попадает под риски добросовестности:

  •  Налоговая или суд может признать покупателя недобросовестным участником схемы.
  •  Возникают репутационные потери, особенно если товар маркируется, подлежит сертификации.
  •  Товар без легального ввоза невозможно законно перепродать, особенно оптом, в крупные сети, в госсектор или при экспорте.
  •  Возникают проблемы с гарантийным обслуживанием, возвратом, сертификацией.

Примеры

  •  Внеплановая таможенная проверка на заводе выявила незадекларированные токарные станки. Их признали незаконно ввезенными в ЕАЭС. Завод обязали задекларировать оборудование и возместить недоимку.
  •  Представитель неверно задекларировал товар — очистные сооружения для водоподготовки. По итогам камеральной проверки таможня изменила классификацию ТН ВЭД и предъявила конечному покупателю требование доплатить в бюджет порядка 30 млн руб.

Как снизить риски

При общении с потенциальным партнером по ВЭД вас должны насторожить следующие моменты:

  •  слишком низкая стоимость доставки и слишком короткие сроки растаможки;
  •  просьба заключить договор на «консультации по ВЭД», а не на брокерское сопровождение;
  •  отсутствие у подрядчика собственной ЭЦП;
  •  опыт работы на рынке менее трех лет.

Изучите отзывы клиентов потенциального посредника, данные о выручке и судебных исках из официальных источников, сайт компании и даты его обновления.

Задайте правильные вопросы:

  •  Есть ли у вас собственные зарубежные представители? Как они контактируют с поставщиками?
  •  Как будет происходить оплата за рубеж? А если что-то пойдет не так?
  •  Как будет организован процесс таможенного оформления? Что потребуется от моей организации?
  •  Каким способом организуются международные перевозки? Есть ли опыт организации мультимодальных перевозок?
  •  Какие риски и особенности связаны с моей доставкой? Как их можно минимизировать? Какие существуют варианты страхования ответственности?
  •  Нужно ли будет платить дополнительные сборы? Могут ли возникнуть неожиданные расходы в процессе импорта?
  •  Как и в какой форме предоставляются отчеты о статусе доставки? С какой частотой?

Запросите документы:

  •  Копию свидетельства о включении в Реестр таможенных представителей ФТС. В документе должны быть указаны регистрационный номер и дата выдачи, а также отметка о том, что оно действующее.
  •  Приложение об ограничениях и правах. Из реестра можно выгрузить информацию об ограничениях по видам товаров, операций, регионов и транспорта.
  •  Договор страхования гражданской ответственности.
  •  Проект договора, образцы доверенностей.
  •  При необходимости — наличие лицензий/допусков для работы с кодами ТН ВЭД, требующими особых разрешений.
  •  Аттестаты сотрудников, подтверждающие их статус аккредитованных таможенных специалистов.

Нечестные платежные агенты: финансовые махинации

Вторая зона рисков лежит в финансовой сфере.

Более половины (52%) российских импортеров в 2023 году сталкивались с трудностями в трансграничных переводах, показал опрос Центра по внешней торговле при Минпромторге (ЦВТ), о котором писали «Ведомости». По моим наблюдениям, за прошедшие год-полтора ситуация не улучшилась. Российские банки отключены от SWIFT, а иностранные — не готовы принимать платежи из России. Чтобы обойти ограничения, компании прибегают к услугам платежных агентов.

Платежный агент — это посредник, который получает от покупателя перевод в рублях с учетом своей комиссии и валютных курсов, конвертирует его в валюту и по собственным налаженным каналам перечисляет плату за товар в банк поставщика. При этом он забирает себе комиссию.

Посредником, как правило, выступает российская компания, имеющая представительство за рубежом, либо зарубежная компания с юрлицом в России. Однако отнюдь не все агенты ведут себя добросовестно.

Недобросовестные агенты предлагают более выгодные условия: процент чуть ниже рынка, сроки — на пару недель короче. Многие небольшие компании верят в эти обещания. Самый очевидный риск — платежный агент перестает выходить на связь, получив деньги. Но есть и другие.

Риски работы с нечестными агентами

Рассмотрим, что может пойти не так при работе с агентами.

Платеж в криптовалюте исчезает

Российское законодательство разрешает использовать криптовалюту для международных расчетов, но с ограничениями и только ту, которую выпускают операторы, официально зарегистрированные в Центробанке РФ. При этом полноценной правовой базы, регулирующей платежи в криптовалюте, в России пока нет. Вместе с тем в некоторых странах, например в Китае, такой способ оплаты запрещен.

Выявив подозрительную активность, финансовые организации в стране поставщика могут заморозить платеж, потребовать закрытия компании, аффилированной с платежным агентом, — платеж будет заморожен, и, возможно, деньги вообще не удастся вернуть.

Банк поставщика не может идентифицировать агента как конечного приобретателя товара

Если поставщик оформляет документы на компанию-покупателя, а деньги на счет поступают от третьего лица, от агента, банк не видит в этой цепочке фактического приобретателя. Платеж либо зависает до выяснения обстоятельств, либо возвращается агенту.

Поставщик забывает включить агентское вознаграждение за перевод в стоимость товара

Таможенное законодательство РФ обязывает участников ВЭД декларировать стоимость товара с учетом всех дополнительных затрат, включая комиссию платежному агенту. Если стоимость товара растет, увеличивается и размер таможенных платежей. Попытка скрыть схему агентских расчетов несет риск. Вторичные налоговые проверки выявляют подобные факты. Далее следует доначисление таможенных платежей, а иногда и административная ответственность (штрафы).

Пока правила в отношении платежных агентов ВЭД не урегулированы, ФТС разбирает каждый случай отдельно. Если агент доставил платеж в интересах поставщика, вознаграждение придется включить в стоимость товара.

Зарубежные банки блокируют счета агентов

Если зарубежный банк заподозрит агента в связи с Россией, нарушении санкций или переводе плат за санкционные товары, то заблокирует его счет. Если в этот момент на счете будут находиться деньги поставщика, они тоже окажутся замороженными. И вернуть их будет практически невозможно.

Пример

Российская компания, поставляющая продукцию для агрохолдингов, перевела плату за товар из российского банка своему партнеру в Сербию. Однако партнер плату не получил. Выяснилось, что деньги заморожены в австрийском банке. Покупатель вынужден был оплатить инвойс повторно со счета в российском отделении одного из европейских банков. А первый платеж вернуть так и не удалось.

Как снизить риски

  • Если решили работать с агентом, то выбирайте того, у которого есть собственное представительство или торговый дом за рубежом. Тогда вы сможете заключить уже не агентский договор на перевод денег, а договор купли-продажи. Агент купит нужный товар на свое зарубежное юрлицо, а затем продаст его вам или переуступит права на него. В этой схеме риски потерять деньги или товар заметно снижаются.
  • Фиксируйте в договоре с агентом гарантию возврата средств в случае, если провести платеж не получится.
  • Заключите дополнительное соглашение к внешнеторговому контракту, в котором поставщик обязуется принять платеж от агента. Можно заключить его только между покупателем и продавцом либо сделать трехсторонним, с описанием обязательств агента и его подписью.

Помните: настоящая логистика — это прозрачность сделок и платежей, легальное таможенное оформление, возможность защитить свои интересы в суде.

Менеджер Wevedonline
Ваш помощник на всех этапах
  • Расскажет обо всех этапах доставки товара и оформления документов;
  • Предварительно рассчитает стоимость и сроки;
  • Подготовит договор и все нужные документы для начала работы.

Импортируйте грузы в Россию из любой страны мира вместе с Weved. Это безопасно и выгодно.

Вы — собственник бизнеса или ответственное лицо, которому поручено решить задачу? Оставьте заявку и сегодня вы будете знать по шагам весь процесс доставки вашего груза в той части, которая интересна именно Вам!

Для отправки формы нужно согласие

Мы работаем только с юридическими лицами